В Израиле открыли новый способ лечения рака кости у детей

11.11.2019

Саркома Юинга – довольно редкая разновидность злокачественных опухолей, которая получила свое название по имени американского врача Джеймса Юинга, впервые описавшего ее ровно сто лет назад. Она поражает детей и подростков, причем мальчики подвержены болезни больше, чем девочки. Такие опухоли могут появиться в любой части тела, но обычно они развиваются в трубчатых костях рук и ног, костях таза и ребрах.

Причина возникновения саркомы Юинга до сих пор неизвестна, поэтому предотвратить ее невозможно. Но точно известно, что формируется она из особого типа клеток и, по всей вероятности, не передается по наследству. Такие опухоли растут в самих костях или окружающих их мягких тканях, таких как хрящи и нервы. Симптомы, как правило, включают в себя боль в кости или другом месте, отек и болезненные ощущения в области пораженного участка, беспричинную усталость и потерю веса, хрупкость костей и повышенную температуру тела без видимых причин.

Значительные успехи в лечении саркомы, особенно на ранней стадии, улучшили показатели выживаемости, но в ситуациях, когда болезнь распространяется на отдаленные органы в результате метастазирования, бороться с ней крайне сложно. После завершения курса лечения пациентам приходится до конца жизни регулярно проходить обследования для выявления возможных отдаленных последствий интенсивной химиотерапии и радиации, поскольку проявиться они могут даже спустя годы после окончания лечения.

Но у пациентов с этим диагнозом появилась надежда. Исследование на мышах, проведенное израильскими специалистами из научно-исследовательского института Вейцмана, показало, что уменьшение сигнала определенного гормона препятствует росту и распространению рака. Они открыли межмолекулярные взаимодействия, лежащие в основе развития этого типа опухолей, и предложили потенциальное новое лечение.

Доктор Свати Шривастава из департамента биологической регуляции вместе с коллегами провел исследование, в ходе которого они изучали рецепторы стероидных гормонов, называемых глюкокортикоидами. Эти рецепторы присутствуют практически во всех клетках человека, их основная задача заключается в передаче гормональных сигналов, связанных со стрессом, бодрствованием и множеством других важных функций.

Новый подход к лечению саркомы ЮингаНо иногда глюкокортикоидные рецепторы стимулируют развитие злокачественных опухолей. Делают они это, проникая в клеточные ядра, где физически взаимодействуют и связываются с факторами транскрипции – молекулами, которые включают и выключают гены. Исследователи задались целью подробнее изучить роль этих взаимодействий в развитии и поддержании злокачественного процесса.

Высокочувствительный анализ взаимодействия белков, подходящий для живых клеток, выявил ранее неизвестные взаимосвязи: выяснилось, что после активации гормонами глюкокортикоидные рецепторы связываются в ядре клетки с транскрипционными факторами семейства Е-26 (ETS), образуя сложное соединение. Известно, что один из транскрипционных факторов этого семейства стимулирует развитие саркомы Юинга; его ген аномально сливается с другим геном, создавая онкоген – ген, вызывающий рак.

Когда исследование выявило связь между геном, способствующим развитию саркомы, и глюкокортикоидными рецепторами, ученые решили проверить гипотезу о том, что эти рецепторы стимулируют рост опухоли. В ходе ряда дополнительных исследований они получили убедительные доказательства, подтверждающие правдивость их гипотезы. Физическое связывание глюкокортикоидных рецепторов с белком, продуцируемым этим онкогеном, увеличивало рост и миграцию клеток саркомы Юинга в пробирке и еще больше усиливало рост и распространение саркомы у лабораторных мышей.

Главное медицинское значение этого открытия в том, что оно создает возможности для нового способа лечения саркомы Юинга. Когда ученые пересадили клетки человеческого рака мышам, они обнаружили, что после применения метирапона – препарата, который одобрен для лечения надпочечниковой недостаточности и работает за счет уменьшения синтеза глюкокортикоидов, – опухоль росла гораздо медленнее.

В других экспериментах, также проведенных на грызунах, исследователи использовали еще один препарат – мифепристон, который блокирует глюкокортикоидные рецепторы и одобрен для клинического применения в разных целях. Они обнаружили, что он успешно предотвращает метастазирование саркомы Юинга через основной путь распространения раковых клеток: из кости в легкие. И наоборот, когда ученые увеличили активность глюкокортикоидных рецепторов, опухоль росла и распространялась намного быстрее.

Они также провели генетический анализ образцов опухолей, взятых у пациентов с саркомой Юинга, и выявили семь генов, регулируемых глюкокортикоидными рецепторами, уровень экспрессии которых был значительно выше нормы у больных с почти летальными опухолями.

Эти гены могут служить в качестве генетической характеристики, которая позволит более точно подбирать лечение. Например, для пациентов с повышенной активностью определенных генов с большой долей вероятности будет эффективной терапия, направленная на нейтрализацию глюкокортикоидных рецепторов. Эти гены также могут предсказать течение болезни: их повышенная экспрессия будет указывать на плохой прогноз, а сниженная, наоборот, может свидетельствовать о более высоких шансах на благоприятный исход.

По словам ученых, если испытания на людях подтвердят результаты этого исследования, они могут дать новую надежду юным пациентам с этим видом рака, особенно при саркоме, метастазировавшей за пределы кости. «Полученные нами результаты могут лечь в основу нового – персонализированного – подхода к лечению саркомы Юинга», – говорит доктор Шривастава. Тот факт, что в исследовании использовались препараты, уже одобренные для других целей, должен ускорить реализацию этого подхода.

Узнайте стоимость лечения у официального представителя клиники! Оставьте свои контактные данные в форме ниже.

    Профессор Давид Лурия
    Профессор Давид Лурия